Как отреставрировать и защитить портрет на памятнике своими руками?



Если вы не первый год ухаживаете за могилами своих родных и близких, то наверняка у вас возникал вопрос, как отреставрировать портрет (надписи, др. изображения) на памятнике. Можно ли его защитить от воздействия окружающей среды? И возможно ли это сделать самостоятельно? Насколько это трудно?

Набор «R+P» создан для тех, кто не боится делать что-то своими руками, имеет такую потребность и самое главное – желание решить имеющуюся проблему. С помощью набора «R+P» вопрос реставрации и защиты портретов на камне можно решить без больших капиталовложений, самостоятельно, своими руками. Это несложные действия, которые подробно описаны в инструкции на упаковке. Также можно внимательно посмотреть видео-инструкцию на нашем сайте___

На что обратить внимание при работе с набором?

Какая площадь реставрации?

Вам изначально надо понимать, какая площадь подлежит восстановлению. В предыдущей статье мы писали о площади гравировки. Ее можно высчитать приблизительно, умножив высоту на ширину изображения (портрет, надписи, сюжеты). При заказе набора, учитывайте, что средства даются с запасом. Первый состав – средство №1 «Реставрация» - это акриловая эмаль, объем 70г. Этого количества достаточно, чтобы покрыть одним слоем реставрации памятник размером 120х60 см (довольно большой камень), причем в полный рост и с обеих сторон. К примеру, для стандартного портрета 40х50см потребуется примерно 10г акрила в один слой. Чаще всего, одного слоя достаточно. Баночки средства №2 «Защита» (20г) хватает на 3м², т.е. больше, чем в два раза. Это необходимо для того, чтобы покрыть не только памятник, но и подставку, надгробную плиту, другие элементы из камня.

Подготовка к обработке

Перед работой обязательно подготовьте необходимые материалы. Кроме набора, понадобятся вода, растворитель, ветошь, рекомендуется – перчатки. Все остальное предусмотрено в наборе (средство №1 «Реставрация», средство №2 «Защита», две губки и монтажное лезвие). Работы лучше проводить при температуре от +10° до +25°С – это наиболее комфортная температура (при необходимости обработку можно производить и при более низкой или более высокой температуре (не ниже +5°С), учитывая, что в холоде слои будут сохнуть медленнее, при жаре – очень быстро). Конечно, в сухую погоду.

Как отреставрировать портрет?

Начинаем с памятника – вымываем водой, когда влага подсохнет, тщательно обезжириваем растворителем. Открываем средство№1 и приступаем к реставрации. Если объем гравировки очень большой, можно добавить немного воды (не более 10% от объема средства). К слову, неразбавленный акрил сохнет быстрее. Смачиваете губку акрилом и наносите на портрет, надписи, изображения, тщательно втирая в поры камня. Как только краска начнет «цепляться» за губку, остатки акрила можно снимать монтажным лезвием. Лезвие ставьте режущей стороной к камню под углом (см.фото). Прежде чем снимать остатки красящего слоя лезвием, влажной тряпочкой протираете поверхность. Так слой за слоем, снимаете остатки акрила с полированной части поверхности. В порах гравировки акрил остается. Если на полированной части все же остались небольшие остатки акрила, их можно убрать с помощью растворителя. При необходимости можно нанести второй слой, дождавшись высыхания первого (попробуйте пальцем, если краска не берется, можно наносить следующий слой). Акрил в теплую погоду (больше 20°С) сохнет в течение часа, полное высыхание происходит за сутки. Если нет строгих требований к эстетике, то уже через час можно нанести слой защиты. Чтобы не проявились нижние слои, мы рекомендуем выждать сутки до полного высыхания. Через сутки памятник протираем влажной тряпочкой от пыли, наносим слой защиты, тщательно втирая средство в поры камня. Затем средство нужно распределить по всей поверхности камня сухой тряпкой. Эстетику особенно видно на черном камне. Черный камень дает наиболее контрастные и качественные изображения. На сером и красном граните защиту можно наносить раньше. На черном граните очень заметны «недоделки» художников. В любом случае, в итоге вы получаете ровно то изображение, которое наносил художник, которое вы приняли, забирая свой заказ.

«А если у меня не получится?»

Бояться, что «не получится» не стоит. Слой реставрации можно вымыть большим количеством растворителя (полстакана) + вода. Слой защиты - в течении двух лет (пока происходит кристаллизация компонентов) также вымывается растворителем или др. агрессивными веществами. Когда вы произвели обработку набором, пока идет процесс кристаллизации, памятник нельзя мыть растворителем, агрессивными моющими средствами. Водой мыть можно.

Сколько времени это займет?

По времени все зависит от количества работы (большой или маленький памятник или их несколько, размер портрета, наличие других изображений). Для стандартного метрового памятника с портретом и надписями, вам потребуется 10-15 минут.

Особенности «старых» памятников

Если памятник был установлен 30-40 лет назад, как правило, на нем потускнела полировка. Полировка – это наличие пор (чем меньше пор, тем глянцевее поверхность). Почему акрил не берется к свежей полировке? Потому что там практически нет пор – идеально ровная поверхность. Акрил соскальзывает с нее. Поэтому не стоит бояться испортить (поцарапать) полировку – лезвие снимает только акрил, полировке ничего не будет. Когда полировка потускнела, это говорит о том, что появилось большое количество пор. В эти поры при реставрации может попасть акрил, поэтому при обработке старых памятников слой реставрации нужно наносить, не выходя за контуры портрета. Если ошиблись, выступили за контур – вымыть растворителем. После обработки защитой выгорание полировки замедлится. На старых камнях присутствуют трещины, они могут проходить через гравированные части (буквы, портрет, сюжеты), острым краешком монтажного лезвия можно удалить остатки акрила, чтобы сделать ее незаметной, вымываем растворителем, обрабатываем защитой, закрывая трещины. Конечно, есть такие трещины, когда необходима замена памятника. Но это уже другая история.



Назад